5 книг две тысячи шестнадцатого

На самом деле, когда я думала писать о самых лучших книгах этого года, я сразу задалась целью не ставить какое-то определяющее этот список число книг, но так уж получилось, что их стало пять.


Год был очень плодовит в литературном плане и весьма разнообразен, ибо начала я его с "Отцов и детей" - то бишь с художественной литературы, и заканчиваю сейчас огромным списком нон-фикшна, который теперь является какой-то неотделимой частью меня. (и неизменно увеличивается в размерх ну вы понимаете). Вообще, доказательством того, что этот год выигрывала нехудожественная литература, доказывает наличие в этом списке сборника эссе, научной литературы, мотивационной и life-style. И лишь любимой Вирджинии Вулф удалось выделиться так, что до сих пор (читала я ее в феврале, прошу заметить) у меня на лице улыбка, впрочем, исполненная грусти. Ну об этом позже.

Итак, список самых-самых:

1) "О фотографии" Сьюзен Сонтаг
Если книга заставляет вас глубоко задуматься о том, что вы делаете, то это неплохая книга. Но если книга заставляет вас на самом деле остановиться на пару месяцев делать то, что вы привыкли делать много лет - то это сильная книга. Впрочем, слово "сильный" вполне относится и к автору книги - Сьюзен Сонтаг.
О ней я могу писать и говорить часами. Эта женщина и энергия, которая передается через книги (даже через переведенные!) просто невероятны. Все, что она писала, - мудро, глубоко, но чертовски увлекательно. С ее книгами я всегда наготове: запомнить, зафиксировать все, что она говорит! Но это сейчас у меня такое отношение к ней. А когда в феврале я читала "О фотографии", где она размышляет об истоках фотоискусства, о разных фотографах и их отношению к делу, я была просто ошарашена. Тем, сколько знает Сонтаг (на меня всегда это производит впечатление, до сих пор), как деликатно развивает свои темы, как глубоко проникает в их суть. Поэтому неудивительно то, что после такого глубокого анализа фотографии, с чем до этого никогда не сталкивалась, я перестала на несколько месяцев фотографировать - не специально, просто Сонтаг заставила меня над многим задуматься. И за это я ей всегда буду благодарна.

2) "Steal Like an Artist: 10 Things Nobody Told You About Being Creative" Austin Kleon
Если вы занимаетесь творчеством, сталкивались ли вы когда-либо с кризисом энтузиазма/вдохновения/мотивации? У меня это происходит порой, и я напрочь отказываюсь слушать в такие моменты речи, типа "Возьми и сделай". Come on, невозможно просто взять и идти наперекор свои творческим желаниям и делать что-то, заставляя себя. That doesn't work for me. Абсолютно. Когда я "выжимаю" из себя вдохновение, что уже даже звучит абсурдно, то работа моя полностью отражает мои чувства по поводу всего этого.
НО есть такие ребята, как, например, Остин Клеон, которые могут подобрать правильные советы в таких кризисных ситуациях. Могу еще привести в пример речь Нила Геймана "Творите!", которая тоже производит очень даже благотворный эффект. Эти люди не давят; они, как никто другой, знают, что такое творчество и как с ним жить (их успех, кстати, и позволяет им давать советы молодым). Так что, такой пинок под зад, который вовсе и не ощущается пинком, нужен всем, у кого случается "А-а-а, я не могу ничего делать!"
Нет, можешь. Почитай нужный совет из этой книжки (их десять на любой случай жизни) и действуй.

3) "История искусства" Эрнст Гомбрих
Эту книгу могу лишь посоветовать тому узкому кругу людей, которые хотят наконец узнать и разобраться в искусстве, с античности до наших времен (вернее до середины 20го века), в деталях, с примерами, и не страшаться семисот страниц. Это того стоит. В моем случае, это та книга, которая расставила все на места в моей голове, и дала понять, с чего стоит начать более детальное изучение искусства.
Она бы стала моей настольной книгой, да только найти ее в печатном варианте какое-то невозможное дело. Так что, благодарю себя за ~30страничный конспект этого прекрасного пособия и иду покорять искусствоведческие вершины!

4) "P.S." Aňa Geislerová
Книга чешской певицы о своей жизни. И нет, не представляйте даже себе какого-то гламура, шика и блеска! Тут такого даже не найдете. Дети, отдых, мармелад - вот, о чем эта книга.
Прелестно! Вот иного слова и не подобрать. Настолько легкая, увлекательная, живая, что я бы с удовольствием продлила это удовольствие, но увы. Жаль еще и то, что это вроде как местная литература, и даже на английском ее перевода пока нет.

5) "На маяк" Вирджиния Вулф
Жизненно, тонко, изящно, красиво, печально... Вот в этом вся Вулф.
Удивительная книга. И не хочу многого о ней говорить. Приведу лишь любимую цитату, которая буквально разрывает мою душу каждый раз:

Его безграничная жалость к себе, потребность в сочувствии лужей растекалась у нее под ногами, а она, жалкая грешница, только и делала, что подбирала юбки, чтоб не промокнуть.

Безумно.

Итак, пять самых лучших. Но было еще очень много книг, которые глубоко запали мне в душу, и вот восемь таковых:
1) "Анна Каренина" Лев Толстой;
2) "Письма к брату Тео" Винсент ван Гог;
3) "Big Magic: Creative Living Beyond Fear" Elizabeth Gilbert;
4) "Weird Things Customers Say in Bookshops" Jen Campbell;
5) "Tuesdays with Morrie" Mitch Albom;
6) "Ноа Ноа" Поль Гоген;
7) "Человек, который принял жену за шляпу" Оливер Сакс;
8) "Cьюзен Сонтаг. Полный текст интервью для журнала Rolling Stone" Джонатан Котт.

Всем прекрасного! 

Комментарии

  1. Интересный список книг на разные тематики, но больше всего заинтересовала вторая книга (Аустина Клеона) Прочитаю в ближайшее время. 😊 Вдохновила!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий